cetuslogo1.gifleo

XVIII Всероссийская олимпиада по Астрономии

Заключительный этап

25–30 апреля 2011 года

Анапа


 

Юбилейная олимпиада

Весна 2011 года ознаменовалась большим юбилеем не только российского, но и мирового масштаба. 12 апреля минуло полвека с того дня, как советский космонавт Ю. А. Гагарин впервые совершил космический полет, открыв новую эру в истории нашей цивилизации. За прошедшие пятьдесят лет космонавтика прочно вошла в нашу жизнь. Было запущено множество орбитальных и межпланетных станций. Человек научился работать в открытом космосе и высадился на поверхность Луны. Работа космонавтов и космических аппаратов стала ключом к решению самых разных насущных задач человечества, в том числе научных исследований нашей планеты Земля, ближайших небесных тел и далеких областей Вселенной. 50-летие — прекрасная юбилейная дата, которая широко отмечалась не только в России, но и за ее пределами. Были организованы торжественные мероприятия, встречи с космонавтами, учеными, работающими в области изучения и освоения космоса. Особенное внимание уделялось работе со школьниками и молодежью, к сожалению, уже начавшей забывать великие достижения и события в истории нашей страны.

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по астрономии все 18 лет своего существования также проводится весной, почти всегда — в апреле. До начала работы над материалами олимпиады 2011 года было принято решение посвятить ее 50-летнему юбилею пилотируемых полетов в космос, что было отражено в тематике заданий. Все они были связаны с космическими полетами и экспедициями, экспериментами, проводимыми в космосе — как уже реальными, так и теми, которым только предстоит произойти в будущем. Имея подобную специфику, задания в то же время охватывали традиционный круг вопросов курса астрономии, включенных в программу Всероссийской олимпиады по данному предмету. Составить подобный комплект было, разумеется, сложнее, чем обычный набор заданий для астрономической олимпиады. Поэтому Центральная методическая комиссия по астрономии Всероссийской олимпиады школьников, отвечающая за подготовку заданий, начала работу над ними еще в сентябре 2010 года, более чем за полгода до самой олимпиады.

Изначально Всероссийская олимпиада по астрономии была запланирована на 28 марта — 3 апреля 2011 года, предваряя основные празднования 50-летия полета Ю. А. Гагарина. Однако в силу различных организационных сложностей она была перенесена на 25-30 апреля и стала заключительным аккордом праздничных мероприятий. И если даты олимпиады варьировались, то вопрос о месте ее проведения был решен сразу. Как и в 2009-2010 годах, олимпиаду принял город-курорт Анапа на берегу Черного моря. Профессиональная работа оргкомитета, состоящего из представителей Департамента образования и науки Краснодарского края, Управления образования администрации города-курорта Анапа и Кубанского государственного университета, и теплый южный климат делают Анапу прекрасным местом для проведения олимпиады.

Большая часть апреля 2011 года выдалась холодной, в том числе и на юге России. Но ко дню открытия олимпиады (25 апреля) в Анапе установилась теплая весенняя погода. Многие участники олимпиады, приехавшие из других регионов нашей страны, впервые с прошлого года увидели цветы на городских газонах, которых в Анапе очень много, и зеленые деревья. Под стать этому была и церемония открытия, прошедшая в городском театре Анапы. Перед участниками олимпиады и гостями выступили коллективы детского и юношеского творчества Анапы и Краснодарского края. Продолжением программы для школьников стал вечер знакомств.

Утром следующего дня, 26 апреля, был проведен теоретический тур олимпиады. В каждой из трех возрастных параллелей (9, 10 и 11 класс) участникам было предложено по 6 заданий, на их решение отводилось 5 часов. Задания были достаточно сложными. Кроме знания астрономии, они требовали от участников развитой интуиции, смекалки, пространственного воображения — качеств, необходимых будущему ученому. После столь непростого тура школьникам был предложен отдых. Вторую половину дня они могли провести в бассейне, на спортплощадке или просто погулять по Анапе, благо погода располагала. В то же время пришла пора серьезной работы для жюри олимпиады, состоявшем из научных и педагогических работников Краснодарского края, Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани и Ярославля. Вечером был проведен разбор заданий теоретического тура.

Перед обедом третьего дня олимпиады, 27 апреля, участники смогли ознакомиться со своими результатами по теоретическому туру. Как при этом всегда случается, были школьники, не согласные со своими оценками. Они подали заявление на апелляцию, которая была проведена во второй половине дня. Нужно отметить, что общее число заявлений было немного меньше, чем в предыдущие годы. По результатам апелляции некоторое количество оценок было увеличено, однако были и случаи понижения оценок. Это еще раз доказывает, что решение о подаче заявления на апелляцию должно быть взвешенным и хорошо продуманным.

Утром 28 апреля состоялся практический тур олимпиады. Правила его проведения были аналогичны теоретическому туру, только теперь в каждой возрастной группе были предложены по 3 задачи. Они также имели космическую тематику и были связаны с анализом фотографий и графической информации. После тура участников олимпиады ждал круглый стол на тему «Пилотируемые полеты в космос: история и современность», организованный учеными Кубанского государственного университета. В это же время жюри вновь начало работу — предстояло проверить решения практического тура и подвести итоги конкурсной части олимпиады. Вечером этого же дня состоялся разбор заданий практического тура. После окончания всем участникам олимпиады и их сопровождающим были выданы брошюры с текстами всех заданий олимпиады и их подробными решениями.

Четвертый день олимпиады, 29 апреля, был днем отдыха участников олимпиады, заметно уставших после трудной конкурсной программы. Пока представители оргкомитета в режиме строгой секретности печатали дипломы победителей и призеров олимпиады и готовили сценарий церемонии закрытия, участники посетили океанариум и стали зрителями развлекательной программы в дельфинарии. После обеда в программе олимпиады значились научно-популярные лекции ученых-астрономов, входящих в состав жюри. И, несмотря на свою усталость, участники олимпиады пришли на эти лекции в почти полном составе. Это говорит об их большом интересе к астрономической науке.

Наконец, настал последний день апреля и последний день олимпиады. Волнуясь и переживая, школьники ждали утренней церемонии закрытия, на которой должны были быть объявлены итоги олимпиады. Были среди них те, кто не сомневался в своей победе, но большее число участников лишь надеялись на нее. И тем приятнее было видеть счастливые лица школьников, выходивших на сцену для получения заслуженной награды.

В заключительном этапе Всероссийской олимпиады по астрономии 2011 года приняло участие 145 школьников из 44 регионов нашей страны. Обе цифры оказались рекордными, несмотря на то, что сроки олимпиады по астрономии менялись, и в итоге она проводилась одновременно с олимпиадами по физике и математике. Некоторым участникам пришлось сделать очень непростой выбор. Учитывая сложность задач и показанные результаты, жюри, после долгого обсуждения, присудило звание победителя олимпиады 10 участникам, а еще 41 школьник стал призером. Победителям и призерам были вручены дипломы государственного образца, медали и ценные призы. Кроме этого, они смогут воспользоваться льготами при поступлении в ВУЗы по профильным специальностям. Победители и призеры представляли 21 регион нашей страны, и это также наилучший показатель за все время существования олимпиады. Несколько регионов впервые прислали своих участников на олимпиаду, и некоторые из них также выступили успешно, завоевав дипломы и медали.

По итогам неофициального командного зачета первое место на олимпиаде завоевала команда Московской области, в составе которой три победителя и один призер. Это первый подобный успех школьников — астрономов из Подмосковья, ранее они не поднимались в командном зачете выше второго места. Особенно приятно, что все четверо представляют 9 класс, и у них будет возможность закрепить свой успех на будущих олимпиадах. Второе место у Ленинградской области — два победителя и два призера. Третье место заняла традиционно очень сильная команда республики Татарстан. Ее участники заработали одну золотую и четыре серебряных медали.

После закрытия олимпиады участники стали постепенно разъезжаться из Анапы. 11-классникам предстоят выпускные экзамены и поступление в университеты. А те, кто помоложе, вновь начнут свой олимпиадный цикл, состоящий из школьного и муниципального этапов олимпиады осенью и регионального этапа зимой. Победители и призеры Заключительного этапа 2011 года в 9-10 классах уже получили право участия в Заключительном этапе олимпиады 2012 года. Но, как показывает опыт, они все равно участвуют в предварительных этапах, чтобы проверить свои силы и лучше подготовиться к главному старту года.

Пути школьников, увлеченных астрономией и приезжающих на олимпиады, будут разными. Далеко не все они станут профессиональными учеными. Но опыт, полученный ими в столь серьезном испытании, может пригодиться и в иной деятельности. А радость встречи со своими друзьями, имеющими те же интересы, радость победы сделает олимпиаду приятным событием, которое запомнится надолго. Пожелаем всем участникам — и тем, кому улыбнулось счастье, и тем, кто пока не смог добиться желаемого — удачи и успеха во всех делах в будущем!